Безопасное управление автомобилем

Режим движения, выбираемый водителем на дороге, является результатом переработки огромного количества поступающей к нему информации. Отсюда следует, что чем больше опыт у водителя, чем больше развиты у него навыки, чем более подготовлен он к маршруту движения тем безопаснее режим движения в конечном итоге он выбирает, тем больше потенциальная возможность поездки без дорожно-транспортного происшествия. Движения автомобилей в городах с интенсивными транспортными и пешеходными потоками имеет свои особенности:

  • Рядность движения
  • Небольшие расстояния между автомобилями
  • Обилие технических средств регулирования
  • Пешеходных переходах
  • Перекрестках
  • Наличие непрерывного встречного потока автомобилей

В этих условиях особое значение приобретает выполнение такой последовательности действий:

  • Наблюдение
  • Сигнализация
  • Маневр

Необходимо правильно определять и выдерживать дистанцию между автомобилями и интервалы между рядами.

При выборе безопасной дистанции между автомобилями необходимо учитывать:

  • Состояние дорожных покрытий
  • Видимость
  • Атмосферные условия
  • Состояние протекторов шин
  • Скорость движения
  • Реакцию водителя, которая может меняться в зависимости от различных ситуаций

В городских условиях безопасной считают дистанцию, равную половине скорости движения. При скорости движения 60 км/ч дистанция должна составлять не менее 30 м. На крутых подъемах и спусках дистанция между автомобилями должна быть увеличена в два-три раза.

Также необходимо соблюдать интервал не только между встречными автомобилями, но и между, но и между автомобилями и тратуарами, обочинами, пешеходами. Чем выше скорость, тем больше интервал. В любом случае интервал должен быть не менее одного метра. Особенно тщательно нужно выбирать интервал при разъезде, в условиях плохой видимости, при обгоне велосипедистов и мотоциклистов. Лобовые и боковые столкновения транспортных средств часто вызываются тем, что водители оставляют слишком малые расстояние между бортами автомобилей.

Проезжая пешеходные переходы, водитель должен проявлять повышенную осторожность и быть готовым вовремя остановить автомобиль. Такие же предосторожности нужно соблюдать, двигаясь мимо остановок общественного транспорта. Основная мера безопасности – заблаговременное снижение скорости движения, готовность к немедленным действия при появлении пешеходов в непосредственной близости от автомобиля.

Дорожные условия могут быть разнообразны: прямые участки дорог и повороты с изменяющимися радиусами, спуски и подъемы, различные ширина и состояния проезжей части, изменение дальности видимости и условий обзора. Все это оказывает значительное влияние на режим движения. Для принятие правильного решения при выборе скорости движения водителю необходимо иметь соответствующие знания и навыки в оценке в дорожных условиях. Особенно важно водителю уметь оценивать сцепные качества дорожного покрытия, а так же знать причины его повышенной скользкости. Это поможет правильно определить величину тормозного пути, а следовательно, выбрать безопасную скорость движения.

Опасность на дороге, имеющей хорошие сцепные качества, могут создать отдельные, зачастую небольшие участки гладкого дорожного покрытия, образующегося в результате его износа и шлифовки колесами автомобилей. Такие участки бывают в местах, где часто меняется режим движения автомобилей, совершаются разгоны и торможения: перед перекрестками и пешеходными переходами, непосредственно на них и за ними, на поворотах, перед подъемами и спусками, в зонах остановок общественных транспортных средств, перед участками с ограниченной видимостью и непосредственно на них. На дорогах также могут быть участки, которые наиболее часто подвергаются загрязнению и увлажнению. Это примыкания или пересечения с дорогами, не имеющими твердого покрытия, участки дорог с грунтовыми обочинами.

Что касается технического состояния транспортных средств. В обязательном порядке наши автомобили должны проходить ежедневное техническое обслуживание, ТО 1, ТО 2.

Как известно, перед каждым поворотом водитель должен притормозить. Однако не все знают, что заканчивать торможение следует до начала поворота. Если вы будете тормозить на повороте, то это заметно снизит боковую устойчивость машины, что даже может стать причиной опрокидывания. Не следует также забывать, что торможение на повороте вызывает повышенный износ деталей ходовой части и рулевого управления, а также колесной резины.

При выполнении поворота траектория транспортного средства должна иметь максимальную крутизну в его начале. По мере прохождения поворота автомобиль постепенно выравнивается.

Перед выбоиной, ямой, выступом или другим аналогичным препятствием на дороге следует снизить скорость заранее, а уже перед самым наездом на препятствии – отпустить педаль тормоза. Таким образом вы сможете минимизировать силу удара. Иногда в подобной ситуации целесообразно выжимать сцепление.

Подъемы и спуски на скользкой дороге рекомендуется проезжать на одной скорости, но не в коем случае не накатом, периодически притормаживая (как это часто делают неопытные водители при езде на спуске), а на пониженной передаче. Без крайней необходимости не следует переключать передачи, увеличивать подачу топлива и делать резкие движения рулевым колесом.

Не все водители знают, что очень опасной дорога становится в первые минуты после начала дождя. Дело в том, что вода смешивается с еще не смытой с проезжей части дорожной пылью и грязью, образуя жидкую кашицу. В это время нужно соблюдать особую осторожность: не делать резких движений (ускоряться, тормозить, изменять направление движения), повороты проходить на небольшой скорости и держать повышенную дистанцию от следующих спереди транспортных средств.

На мокрой дороге нужно быть особенно осторожным. В любом случае в сильный ливень не рекомендуется ехать со скоростью более 60 километров в час (исключением являются автомагистрали, но не всегда). Не соблюдение этой рекомендации приводит к аквапланированию.

Водители знают: одним из самых сложных и опасных маневров на дороге является обгон. Напомню, что в действующей редакции Правил дорожного движения обгоном считается опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы (не обязательно на полосу встречного движения). Значительная часть дорожно-транспортных происшествий при выполнении обгона происходит не со встречными, а попутными автомобилями. Чаще всего это обусловлено тем, что автомобили движутся на высоких скоростях без соблюдения дистанции.

Отдавайте себя отчет в том, что водитель обгоняемого вами автомобиля может не видеть вас и в любой момент взять левее, например, для объезда препятствия (выбоины и др.) на дороге, не подав при этом соответствующего сигнала указателем поворота.

По окончании обгона возвращаться на свою полосу можно, только когда транспортное средство, которое вы обгоняли, видно в зеркало, а расстояние до него составляет порядком 20 метров.

При обгоне велосипедистов сохраняйте боковой интервал с ними не менее 1 метра. По своему менталитету велосипедист – тот же пешеход, но передвигается он быстрее. Запрещается перед велосипедистом делать неожиданные движения, а после обгона резво тормозить. С другой стороны, от велосипедиста это вполне ожидаемо (в частности, он может в любой момент потерять равновесие и упасть под колеса автомобиля).

Если в дороге вас застал сильный туман, дождь или снегопад, помните: включение обычных фар только снизит видимость, поскольку может образоваться своего рода «световая стена». В данном случае было бы целесообразно погасить все световые приборы, но это запрещено Правилами дорожного движения, поскольку транспортное средство станет плохо заметным для других участников движения.

В данной ситуации проще водителям, автомобили которых снабжены противотуманными фарами. Если туман не очень сильный (в дальнем свете фар видимость составляет не менее 100 метров), то включите фары дальнего света вместе с противотуманными фарами. Не забывайте при наличии встречных транспортных средств переходить на ближний свет, а «противотуманки» выключать. При попадании в средний туман или сильный дождь включите противотуманные фары и фары ближнего света. Если же туман очень густой либо вы попали в сильный снегопад, то включайте только противотуманные фары.

Когда видимость на дороге не более 10 метров, двигаться можно со скоростью не более 5 километров в час. В противном случае вы подвергаете опасности не только себя, но и других участников дорожного движения.

Одними из самых аварийноопасных мест на дороге являются нерегулируемые перекрестки. Дорожно-транспортные происшествия на них обычно происходят по причине нарушения правил маневрирования, несоблюдения безопасной дистанции, а также потому, что кто-то из водителей своевременно не заметил знаки дорожного движения.

Управляя автомобилем, всегда учитывайте вероятность того, что любой другой участник дорожного движения может проигнорировать Правила дорожного движения либо допустить ошибку, которая приведет к возникновению опасной ситуации. ВНИМАНИЕ.

На дороге старайтесь держаться подальше от военных машин. Нередко такими машинами управляют молодые солдаты, недавно получившие права. Следует ли говорить, насколько опасен крупногабаритный «Урал», за рулем которого сидит неопытный водитель!

Будьте внимательны даже, когда имеете преимущество (едете на зеленый свет, находитесь на главной дороге), чтобы успеть среагировать на возможное нарушение ПДД другими участниками движения.

Стоящее на обочине транспортное средство всегда является объектом повышенной опасности. В частности, из-за припаркованного автобуса или грузовика в любой момент на дорогу может выбежать пешеход. Обращайте внимание на просвет между днищем кузова стоящего автомобиля и проезжей частью. Так вы заметите прохожего или его ноги, что будет сигналом к принятию соответствующих мер предосторожности. Ожидайте неприятности от пешеходов, которые идут близко к проезжей части, например по самому краю тротуара или бордюру. Во-первых, человек может оступиться и упасть на проезжую часть. Во-вторых, есть вероятность, что он начнет переходить дорогу. В-третьих, возможно, это слабовидящий или слабослышащий человек, не подозревающий об опасности.

Соблюдайте особую осторожность, если видите, что возле проезжей части играют дети. Непредсказуемостью отличаются и пешеходы в состоянии опьянения.

Следует учитывать, что при температуре окружающего воздуха больше 28 градусов у подавляющего большинства людей заметно снижаются водительские способности. Кроме того, вероятность попадания в дорожно-транспортное происшествие повышают следующие факторы:

  • курение во время движения (если очень нужно, то остановитесь на обочине и покурите);
  • прием водителем определенных лекарственных препаратов;
  • плохое самочувствие, усталость водителя;
  • тугой руль, мягкая тормозная педаль;
  • скользкая дорога;
  • движение в условиях ограниченной видимости;
  • недостаточная контрастность и освещенность потенциального источника опасности;
  • управление транспортным средством в состоянии сильного волнения или возбуждения;

Наибольшей усталости организм человека достигает, как правило в дневное время примерно с 15:30 до 19:00 и в ночное время с 2:00 до 6:00.

Вообще специалисты выделяют три степени водительского утомления:

  • легкая степень распознается при наступлении зевоты и тяжести век;
  • средняя степень характеризуется резью в глазах, сухостью во рту, появлению тех или иных фантазий. При этом по телу может проходить теплая волна и создается ложное впечатление, что другие транспортные средства движутся очень медленно;
  • при сильной степени утомления голова начинает клониться вперед, руки сползают с руля, в глазах появляется рябь, человек покрывается потом, а самое главное – создается впечатление, что все это происходит не с ним.

Для снятия легкого утомления достаточно умыться холодной водой, немного передохнуть либо выпить крепкого чая. От среднего и сильного утомления помогает избавиться лишь сон.

ВНИМАНИЕ

Одним из самых опасных состояний водитель является так называемый «сон с открытыми глазами», наступающий в результате переутомления. Со стороны создается впечатление, что человек не спит и управляет машиной, в реальности же он находится в полной «отключке».

Каждый водитель перед поездкой должен себя настроить, что управление автомобилем – это в первую очередь сложная работа, а не приятное времяпрепровождение, которое сопровождается слушанием музыки или разговорами с пассажирами.

Как известно, в пределах населенных пунктов Правила дорожного движения разрешают двигается со скоростью не более 60 километров в час, за пределами населенного пункта – не более 90 километров в час (если иное не регламентировано дорожными знаками). Для безопасной езды в городе необходимо соблюдать дистанцию между транспортными средствами не менее 20 метров, за городом – не менее 40 метров (при условии, что дорога сухая и чистая, без гололеда и т.п.).

Неоправданно большую дистанцию держать также не рекомендуется. Во-первых, это будет провоцировать других водителей на обгон и перестроение, а у пешеходов может возникнуть соблазн перебежать проезжую часть именно перед вашим автомобилем.

Учтите, что при движении 60 километров в час автомобиль каждую секунду преодолевает расстояние 17,7 метра, а при движении со скоростью 90 километров в час – 24,5 метра. Однако тормозной путь при скорости 90 километров в час в два раза больше тормозного пути, чем при скорости 60 километров в час (несоответствие объясняется более высокой силой инерции, а также другими факторами).

В случае встречного разъезда с другими транспортными средствами в условиях плохой видимости старайтесь держаться как можно ближе к правому краю проезжей части. Встречный автомобиль может перевозить плохо обозначенный и поэтому почти невидимый крупногабаритный груз, выступающий по бокам. Если навстречу движется транспортное средство, у которого горит одна фара, - помните, что это не обязательно мотоцикл, возможно, это машина у которой одна фара не работает.

Неопытные водители совершают одну и ту же ошибку при движении накатом: отпустив педаль газа, они продолжают держать выжатой педаль сцепления и едут так до следующего включения передачи. Этого делать нельзя. Двигаясь накатом, необходимо ставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и отпускать педаль сцепления. В противном случае высока вероятность, что сцепление «сгорит» (выжимной подшипник не рассчитан на такой режим работы).

Категорически запрещается включать заднюю передачу, если автомобиль еще не остановился и движется вперед – иначе можно быстро вывести из строя коробку передач.

Пользоваться зеркалами заднего вида следует в среднем каждые 5 секунд, поскольку водитель должен контролировать ситуацию не только спереди, но и по бокам и сзади своего автомобиля. Обязательно нужно посмотреть в зеркало заднего вида перед началом движения, перестроением, поворотом, обгоном, торможением.

Большинство современных автомобилей оснащено противоугонными устройствами, находящимися в рулевой колонке и блокирующими рулевое управление (устанавливаются заводом-изготовителем). На таких транспортных средствах категорически запрещается включать зажигание во время движения (иногда это делают на старых автомобилях для экономии топлива при движении на спуске). В противном случае руль может заблокироваться прямо во время движения, что приводит к катастрофическим последствиям.

Выполняя левый поворот на перекрестке, старайтесь держаться как можно дальше от его центра, что позволяет снизить вероятность столкновения при возникновении опасной ситуации.

В плотном транспортном потоке старайтесь двигаться со скоростью этого потока, избегая перестроений и иных маневров без особой необходимости. Не следует обгонять шеренгу стоящих в пробке автомобилей, особенно по полосе встречного движения (при появлении встречного транспортного средства у вас не будет места для возврата на свою полосу). Если есть выбор, то рекомендуется ехать по знакомому маршруту, пусть даже он немного длиннее.

Учтите, что у автопоезда при повороте прицеп всегда смещается ближе к центру поворота.

При неожиданном попадании на небольшой участок дороги, покрытый льдом, проезжайте его на такой же скорости (разумеется, если позволяет текущая дорожная ситуация). Многие новички в такой ситуации теряются и нажимают педаль тормоза либо пытаются объехать этот участок дороги, что в итоге приводит к заносу.

Если вы монотонно едете по скоростной трассе, то время от времени поглядывайте на спидометр. Дело в том, что при подобной езде человек склонен преуменьшать реальную скорость движения: кажется, что двигаешься со скоростью 90 километров в час, а на спидометре – уже 110 километров в час.

Сегодня стали модными зеркала заднего вида сферической формы. Они намного увеличивают обзор, но имеют серьезный недостаток: в них расстояние до отражающегося объекта кажется больше чем есть на самом деле.



Новости


Работники ГАИ проходят курсы экстремального вождения

13/03/2011
В Днепропетровске работники ГАИ проходят курсы экстремального вождения, что...


Статьи


Безопасное управление автомобилем

Режим движения, выбираемый водителем на дороге, является результатом...


Отзывы


Лена

18/03/2011
По совету приятельницы обратилась к Сергею Ивановичу для обучения вождению....

Слава

17/03/2011
Сергей Иванович - супер инструктор. Самый спокойный человек на планете. Не орет,...

Екатерина

11/03/2011
После обычных курсов по вождению я поняла, что навыков у меня маловато, и...